Лигалайсберг (Лигалайз) No. 3: Sam Cooke (2013 г.) [INFO Sekira Bro.]

Лигалайсберг (Лигалайз) No. 3: Sam Cooke (2013 г.) [INFO Sekira Bro.]

Лигалайсберг (Лигалайз) No. 3: Sam Cooke (2013 г.) [INFO Sekira Bro.]

В очередном выпуске авторского блога Лигалайза – рассказ о певце Сэме Куке, важнейшем исполнителе соул-музыки, знать и любить которого имеет смысл каждому поклоннику хип-хопа.
Довольно смелая идея для хип-хоп блога – третий свой выпуск посвятить соул-музыканту, да еще и совсем не безвестному. Но мы легких путей не ищем, да и есть у меня ощущение, что имя Сэма Кука вспоминается незаслуженно редко, когда речь заходит об «отцах» современной музыки. А главное, рассказ о таком «праотце» создает, как я считаю, нужную основу для дальнейшего разговора о культуре, которая имеет уже вековые корни.

Сэм Кук – один из самых важных музыкантов двадцатого века, человек, про которого нужно знать. В буквальном смысле – создатель соул-музыки. Творческий смельчак и революционер, открывший дорогу таким Легендам, как Джеймс Браун, Аретта Фрэнклин, Отис Рэддинг, Эл Грин, Марвин Гэй, Стиви Уандер – и многим другим, тем, которые потом в один голос называли Сэма Кука главным вдохновением и ориентиром на их творческом пути.

Он начал петь в церковном хоре, его отец был священником. Во времена его музыкального становления особая техника церковного пения – госпел, – использующая повышение тональности, мелизмы и другие вокальные приемы, знакомые сегодняшним слушателям R&B, была призвана восхвалять Господа и не позволяла исполнителям посвящать песни мирским, земным темам.

Сэм Кук был первым, кто позволил себе совместить технику госпела с более доступными, общечеловеческими темами песен о любви и социальных взаимоотношениях и как Прометей стал нести свою музыку людям.

За это его порицало афроамериканское сообщество. Кук вызвал серьезную волну возмущения и обвинений. Впоследствии этот музыкальный кроссовер получил название «соул» и влюбил в себя миллионы и миллионы людей.

Потребовалось время для осознания важности музыкальных находок Сэма Кука и значимости пути, который он прорубил верхними строчками хит-парадов, и по которому следом за ним отправились сотни талантливых черных исполнителей.

В годы сегрегации и лютого расизма Сэм Кук первым появился на тех площадках, на которых до него нельзя было и представить выступления чернокожих музыкантов.

Будь то главное место в телевизионном поп-чарте Эда Сэливана с его первым большим хитом «You Send Me» в 1957-м или выступление в концертном зале «Копакабана» в 1959-м, где до него пели только такие артисты, как, например, Тони Бэннет и Фрэнк Синатра.

Путешествуя по стране и наблюдая несправедливость и унижения по отношению к своему народу и к бедным людям вообще, Сэм Кук осознал важность своего голоса и пересмотрел взгляд на то, какой посыл должна нести его музыка. Это привело его к написанию песен, которые стали международными символоми борьбы за свои права и веры в лучшее будущее («Chain Gang», «A Change is Gonna Come» и др.). Чего стоит один факт того, что самыми первыми словами президента Обамы после победы на выборах 2008 года стала строка из песни Сэма Кука «A Change Is Gonna Come» – «Мы ждали перемен – и вот они настали».

Сэм был автором почти всех своих песен (что случается не часто), и, возможно, его тексты на бумаге могли показаться слишком простыми, но когда он исполнял их сам и наполнял своим шармом и всепобеждающей честностью, стены сомнений рушились и слушатели любых возрастов и национальностей становились поклонниками его таланта и харизмы (что ни говори, а со свэгом у чувака было все в порядке =) ).

Его любили, его песни перепевались тысячи раз исполнителями следующих поколений, его сэмплы до сих пор используют многие хип-хоп артисты.

Возьмите, к примеру, начало одного из самых важных альбомов Nas «It Was Written» или творчество недавно выступивших в Москве голландцев Het Verzett).

О Сэме Куке можно рассказывать еще очень долго; о его собственном лэйбле, о том, как он за полвека до Jay-Z и Puffy стал первым музыкантом, полностью контролирующим свои денежные потоки; о его тяжелой судьбе – смерти маленького сына и о его собственном трагичном, окутанном тайной убийстве (Сэм Кук был застрелен при невыясненных обстоятельствах в 1964-м), – но я не ставлю задачи рассказать о нем абсолютно все в этой небольшой статье. Этим постом я выражаю любовь к его музыке и приглашаю тех, кто с ней еще не знаком, приобщиться и самим узнать больше.

Знайте настоящих героев и помните, что история хип-хопа, как и музыки в общем, – это айсберг, у которого невидимая часть намного глубже и мощнее торчащей верхушки.

Sekira Bro. : http://vkontakte.ru/sekirabro

http://sekirabro.promodj.ru/